MENUMENU

Темы дипломных и курсовых работ

Библейская археология

Руководитель: игум. Моисей (Пилатс)

  1. Библия и археология
  2. Эволюция, археология и библейская антропология.
  3. Поиск Ноевого Ковчега.
  4. Археологические свидетельства о Всемирном Потопе.
  5. Образ быта эпохи патриархов в литературе Древнего Востока.
  6. Декалог и кодекс Хаммурапи.
  7. Языки библейского времени на Ближнем Востоке.
  8. Эхнатонизм и библейский монотеизм.
  9. Авраам и его время.
  10. Христианские храмы с I-IVв.
  11. Рукописи Нового Завета.
  12. Христианская символика с I-IIIв.

Священное Писание Нового завета

Руководитель: Д. Ф. Аникин

 Аникин Д.Ф.  Библейская история

 

  1. Креационизм как догматический фундамент библейской концепции времени.

Пояснение. Догмат творения, рассмотренный как основа библейского понимания времени. Линейность времени – естественное следствие абсолютности творения.

 

  1. Научная хронология планеты Земля как библейско-историческая проблема.

Пояснение. Рассмотрение распространенных в апологетических публикациях концепций «согласования» космологических теорий и библейского креационного нарратива. Спорность метода «наложения» научных теорий на библейское Откровение.

 

  1. Датировка исхода из Египта как историко-экзегетическая проблема.

Пояснение. Проблема датировки исхода рассматривается комплексно – с исторической и экзегетической точек зрения. Выясняется возможность (невозможность) так называемого «согласования» исторических данных о событиях древнеегипетской истории с библейскими свидетельствами и мнениями патристической экзегезы. Выявляются новейшие научные данные по проблеме.

 

  1. Историко-культурный образ апостольского века.

Пояснение. Применение исторических и культурологических сведений о первом веке христианской истории к историческим аспектам Нового Завета, его событиям и персонажам. Вскрытие исторических закономерностей и контекстуальных влияний, отразившихся на Новом Завете как литературном памятнике эпохи.

 

Введение в специальность

 

  1. Научный статус богословия в современной России.

Пояснение. История наделения богословия научным статусом в современной России. Причины неприятия богословия научным сообществом. Объективные трудности становления богословия как науки. Способы преодоления резистентности научного сообщества к богословию.

 

  1. Отношения «схоластических» и «либеральных» тенденций в русской богословской науке XIX — нач. XX веков: антагонизм или синтез.

Пояснение. Анализ состояния русского богословия в аспекте рецепции либо отторжения различных влияний – исторических и богословских (иноверческих).

 

  1. Отношение древних христианских богословов к языческой теологии.

Пояснение. Описание принципиальных подходов святых отцов и других древнецерковных авторов к языческой теологии – мифической и философской.

 

  1. «Болонская система» и реформа духовного образования Русской Православной Церкви: проблемы конвергенции.

Пояснение. Выяснение пользы или вреда от распространения «болонского процесса» на образовательную политику Русской Православной Церкви.

 

  1. Понятийно-категориальная дифференциация естествознания и богословия как основа религиозно-научного диалога.

Пояснение. Выявление сущностных отличий богословского и естествознанческого дискурсов с целью смыслового размежевания поля апологетической дискуссии. Возможность (невозможность) введения естественнонаучных терминов и концепций в богословский контекст.

 

  1. Политика российского правительства XIX — нач. XX веков в сфере духовного образования и науки.

Пояснение. Исследование законодательства, идеологических установок и мероприятий правительства Российской Империи в указанной области.

 

  1. Влияние государственной идеологии СССР на церковную науку и образование.

Пояснение. Исследование влияния государственной идеологии СССР (марксизма-ленинизма, научного атеизма и т.п.) на содержание образования в академиях и семинариях, на церковно-научную жизнь и внешние контакты церковных ученых советского периода.

 

Догматическое богословие

 

  1. Русские догматические курсы XIX — нач. XX веков в аспекте развития догматической мысли: эволюция или преемственность.

Пояснение. Сравнительный анализ русских догматических систем на предмет выяснения преемственности либо содержательных изменений под влиянием различных факторов.

 

  1. Русская катехизическая литература в ее историческом становлении и современном состоянии.

Пояснение. Сравнительный анализ русских катехизисов. Выявление принципов составления, жанровых и стилистических особенностей и проч. Необходимость катехизического творчества, его перспективы.

 

  1. Догматические погрешности вероучительных документов русского старообрядчества на примере текстов NN.

Пояснение. Изучение текстов старообрядческого автора (авторов) на предмет выявления догматических ошибок, обнаружение их причин.

 

  1. Полемика русских богословов XIX века с новыми римско-католическими догматами.

Пояснение. Обнаружение всех полемических текстов, их систематический анализ, тезисная формулировка суждений русских богословов.

 

  1. Сотериологические концепции русских богословов XIX — нач. XX веков.

Пояснение. Тенденции русского богословия в сфере догматического учения о спасении на основе изучения текстов указанного периода. Выявление общих мест, противоречий, влияний, заимствований и т.п.

 

  1. Догматические аспекты церковно-научных контактов русских духовных школ с представителями инославного богословия в советский период.

Пояснение. Изучение публикаций о конференциях и слушаниях по различным богословским проблемам, проходившим в 1960-80-е годы в СССР. Анализ и критический разбор итоговых документов.

  1. Синоптическая проблема и её решение в западной библеистике (католической и протестантской) и в трудах православных библеистов ХХ в.
  2. Свт. Иоанн Златоуст как экзегет Четвероевангелия.
  3. Особенности экзегезы Четвероевангелия прп. Ефрема Сирина.
  4. Свт. Феофан Затворник (Говоров) как экзегет Четвероевангелия.
  5. Проблемы евангельской хронологии и их решение в современной новозаветной науке.
  6. Новозаветные апокрифы и Священное Предание.
  7. Еп. Кассиан (Безобразов) как переводчик Нового Завета и экзегет.
  8. Юридические аспекты суда над Господом Иисусом Христом.
  9. Кумранские находки: история исследований и современные гипотезы.
  10. Ретроспектива фарисейско-саддукейской коллизии и её отражение в Четвероевангелии.

Догматическое богословие

Руководитель: Д. Ф. Аникин

  1. Свт. Филарет Московский (Дроздов) как догматист.
  2. Влияния латинского богословия в догматических произведениях митр. Макария (Булгакова).
  3. Догматические аспекты творчества свт. Игнатия (Брянчанинова).
  4. История становления и развития догматической науки в России.
  5. Богословие митр. Антония (Храповицкого) и его оценка православными богословами ХХ в.
  6. Предпосылки и особенности экклесиологии свщмч. Иллариона (Троицкого).
  7. Новые догматы Римо-католической церкви и их оценка русскими догматистами XIX-XX вв.
  8. Сравнительный анализ русских догматических систем XIX века.
  9. Влияние «Символических текстов» Православия на русскую догматику XIX-XX веков.
  10. Богословие «славянофилов».

Патрология

Руководитель: Д. И. Макаров

  1. Учение о подражании Христу у мужей апостольских и апологетов.
  2. Традиции апологетики у Климента Александрийского и св. Афанасия Александрийского.
  3. Традиции раннехристианской апологетики у Оригена и Евсевия Кесарийского.
  4. Учение о Христе как Новом Адаме у свв. Иринея Лионского и Афанасия Александрийского.
  5. Ориген и св. Мелитон Сардийский как экзегеты Священного Писания Ветхого Завета.
  6. Евсевий Кесарийский как предтеча иконоборчества (с перспективой перевода западных исследований по патрологии).
  7. Св. Максим Исповедник и его полемика с монофелитством.
  8. Седьмая «Амбигва к Иоанну» св. Максима Исповедника как опыт православного догматического трактата, направленного против оригенизма.
  9. Христология св. Максима Исповедника (на материале писем преподобного).
  10. Пневматология (учение о Св. Духе) св. Афанасия Великого и ее значение для полемики против Филиокве.
  11. Ангелология св. Псевдо-Дионисия Ареопагита и ее истолкование в эпоху исихастских споров.
  12. Ориген и св. Кирилл Александрийский как толкователи Евангелия от Иоанна: общее и особенное.
  13. Св. Василий Великий и св. Григорий Нисский как полемисты с ересью аномеев: общее и особенное.
  14. Св. Василий Великий и св. Иоанн Златоуст («Против аномеев») как полемисты с ересью аномеев: общее и особенное.
  15. Прп. Паисий Величковский как продолжатель исихастской традиции умного делания.
  16. Прп. Никодим Святогорец как продолжатель традиции афонского исихазма.
  17. От раннего палестинского — к синайскому исихазму: общее и особенное в аскетике св. аввы Дорофея и преп. Иоанна Лествичника.
  18. Св. Григорий Синаит и его значение в традиции исихазма.
  19. Учение преп. Никиты Стифата об иерархиях и его связь с мистикой Псевдо-Дионисия Ареопагита.
  20. Св. Григорий Нисский как учитель духовной жизни (требуется оговорить, на материале каких творений святителя будет выполняться работа).
  21. Развитие христианской антропологии: от трактата «Об устроении человека» св. Григория Нисского к «Трем словам…» св. Анастасия Синаита.
  22. Учение св. Симеона Нового Богослова об обожении (по «Гимнам Божественной любви»).
  23. Проблема сходств и различий между учениями об обожении св. Симеона Нового Богослова и св. Григория Паламы. 24. Афонские исихасты о психосоматическом методе умной молитвы.
  24. Экклесиология преп. Симеона Нового Богослова, преп. Никиты Стифата и св. Феолипта Филадельфийского: единая линия развития православной мысли?
  25. Св. Петр Дамаскин и св. Иоанн Кассиан о страстях и добродетелях.
  26. Евагрий Понтийский и преп. Иоанн Лествичник о страстях и их возникновении.
  27. Духовные беседы Пс.-Макария Египетского (собрание I типа) и «Сотница глав» блаж. Диадоха Фотикийского: духовная семья?
  28. Современная историография иконоборчества.
  29. Современная историография споров о Филиокве в IX — XV вв.
  30. Современная историография Исихастских споров.
  31. Учение св. Иоанна Златоуста о девстве и браке и современные споры.
  32. Школа «Теофании» (иером. Александр Голицын) об истоках христианского богословия.
  33. Древнерусское богословие (св. Кирилл Туровский, св. патриарх Никифор) и его связь со святоотеческой традицией.
  34. Блаж. Феодорит Кирский и св. Иоанн Златоуст как толкователи Послания к Римлянам.